Строительство объектов социальной инфраструктуры на базе концессионных соглашений – форма государственно-частного партнерства, подразумевающая вовлечение бизнеса в эффективное управление государственной или муниципальной собственностью на взаимовыгодных условиях.
Концессионное соглашение - соглашение между Концедентом (Администрацией Региона) и отобранным по результатам конкурса Концессионером (частным инвестором) на предмет строительства определенного этим соглашением имущества (Объекта) за счет средств Концессионера. По завершении строительства право собственности на созданный Объект передается Концеденту, а Концессионер на срок действия концессии получает права владения и Концессионное соглашение: понятие и правовое регулирование пользования Объектом с целью извлечения дохода от его эксплуатации (в том числе посредством сдачи в аренду в случае «социальной» концессии).
Правовое регулирование концессии
- Федеральный закон «О концессионных соглашениях»№115-ФЗ от 21.07.2005 (далее 115-ФЗ)
- ГК РФ (в части регулирования отношений договора, содержащего в себе различные элементы договоров)
- НК РФ (в части исчисления амортизации, налога на имущество, налога на прибыль и др.)
Строительство за счет средств бюджета:
+ Объект находится в собственности и под контролем государства
- Нагрузка на госбюджет, увеличение бюджетного дефицита, риск неэффективного управления объектом
Строительство за счет средств частного инвестора:
+ Экономия бюджетных средств, повышение инвестиционной и социальной привлекательности региона, эффективная реализация задач государства
- Социально значимый объект находится в собственности частного оператора (риск банкротства и закрытия), риск неконтролируемого роста тарифов
Государственно-частное партнерство на основе концессионного соглашения
- Экономия бюджетных средств
- Объект находится в собственности и под контролем государства
- Прозрачная тарифная политика
- Повышение инвестиционной и социальной привлекательности региона
- Повышение эффективности затрат
Основные параметры взаимоотношений между участниками концессии
Финансирование
- Пенсионные средства привлекаются Концессионером через размещение облигационного займа класса А1 на бирже ММВБ/РТС
- Пенсионное финансирование предоставляется под гарантию возврата инвестиций и определенную норму прибыли (через ставку арендной платы)
- Финансирование Региона осуществляется через государственные средства и программы (Минфин и МЭР), а также доходами от деятельности Объекта
- Реализация проекта происходит в формате концессионного соглашения, определяющего роли участников в проекте и условия их взаимодействия
- В концессионном соглашении фиксируются механизм и сроки выхода Концессионера из проекта
- Регион получает стороннее финансирование и возможность безотлагательно приступить к строительству Объекта
- Концессионер получает от Региона гарантии по возврату инвестиций и определенной нормы прибыли (через ставку арендной платы) с целью сохранения пенсионных средств и осуществления платежей по облигационному займу
- Концессионер привносит в проект свой опыт и экспертизу в реализации концессионных проектов
- Концессионер выступает единым заказчиком и контролером по проекту и несет ответственностьза его реализацию на инвестиционной фазе
- В рамках эксплуатационной фазы Концессионер получает вознаграждение: в случае «социальной» концессии - в виде арендных платежей от Государственного Автономного Учреждения (ГАУ), в рамках договора аренды Объекта
Ориентировочный план-график типового проекта концессии
Основные исходные параметры проекта концессии:
- Срок концессии – 10 лет (ориентировочно; подлежит обсуждению при заключении Соглашения)
- Объект концессионного соглашения – социальные объекты (детские сады, школы, поликлиники, ФОК)
- Объем инвестиций – от 500 млн. руб., вкл. НДС
- Привлечение облигационного займа: для целей предварительного расчета – единовременно, в начале проекта; фактически возможно привлечение по мере возникновения потребности, согласно графику строительства.
- Погашение облигационного займа: по завершении строительства Объекта, равным долями. По желанию Администрации Региона возможно частичное либо полное досрочное погашение займа, с соответствующим уменьшением стоимости обслуживания оставшейся задолженности по займу. Величина арендных платежей уменьшается по мере погашения финансирующего инвестиции облигационного займа и уменьшения расходов на его обслуживание.