С 26 по 28 октября 2016 года в Технопарке "Сколково" проходил V ежегодный Форум "Открытые инновации". В этом важном для развития инновационной экосистемы России событии приняли участие более 13,5 тыс. человек из 100 стран мира, 600 спикеров, было проведено более 100 сессий. Участниками стали более 300 инвесторов и венчурных фондов, около 1200 представителей инновационной инфраструктуры, более 2000 представителей корпораций, 3000 стартаперов. В этом году Пространство Технопарка "Сколково" превратилось на три дня в рабочую площадку для свободных дискуссий, общения единомышленников и поиска партнеров и инвесторов. Успех Форума напрямую обусловлен количеством состоявшихся встреч и достигнутых договоренностей - более 700 переговоров прошло на площадке, не менее 50 партнерских соглашений заключено.
Месяцем ранее - 30 сентября 2016 года там же в Сколково состоялся II Всероссийский педагогический форум «Технологический вектор в развитии образования» , на котором главной задачей стало представление образовательному сообществу эффективных инструментов для перехода от теории к практике, содействию в распространении наиболее успешных методик и технологий. Созданная в сентябре 2014 года на территории иннограда «Инновационная школа Сколково» дала многочисленную поросль в разных регионах страны: за прошедшие три года были проведены конкурсы "Школы Сколково", в которых реально зарождаются прототипы школы будущего.
И если про содержание собственно процессов начального, среднего и дополнительного процессов обучения можно утверждать, что там «бурлят инновации», то про форму, то есть школьные здания, этого к сожалению никак не скажешь. Несмотря на достаточно большое количество хороших и просто отличных проектов школ отечественных и зарубежных архитекторов, подавляющая часть сегодняшних проектов школ в регионах носит уныло-серый ущербный вид. Более того, такие проекты часто попадают на сайт Минстроя в раздел «Типовые проекты повторного применения». Не редкость там проекты, в которых стены школы спроектированы из силикатного кирпича и не закрыты ни утеплителем, ни фасадной плиткой. Сплошь и рядом на такие стены кладутся по старинке (шарнирным опиранием) пустотные плиты перекрытий, что является просто недопустимым решением для детского учреждения. К сожалению такие проекты проходят экспертизу, а потом еще и тиражируются из-за экономии средств.
Ниже изложены основные рекомендации к проектным архитектурным, конструктивным и технологическим решениям для зданий общеобразовательных школьных организаций нового типа, которые теперь будут проектироваться только с использованием BIM-технологий и полного перехода на электронные носители проектной документации, включая проведение госэкспертизы в электронном виде.
При проектировании школ нового типа следует руководствоваться:
- Методикой разработки проектной документации для типовых зданий и общеобразовательных организаций в Москве на основании модульного подхода, направленная на оптимизацию проектных решений зданий, повышение уровня комфорта внутренней среды, снижение общих затрат на строительство.
- Рекомендациями по конструктивным решениям школьных зданий преимущественно используя современные архитектурно-конструктивные решения, такие как:
несущие конструкции зданий из железобетонного (металлобетонного) каркаса со свободными планировками, перекрытия монолитные, внешние стены – композитные энергоэффективные панели (на основе ЛСТК) с вентилируемыми фасадными плитами из керамогранита (латонита и пр.), внутренние стены – гипсостружечные плиты с шумопоглащающим наполнением, покрытия зданий – плоские монолитные облегченные конструкции, покрытия спортзалов - арочные конструкции с двойным покрытием поликарбоната или мембранн ЕТFЕ. - Рекомендациями по применению BIM-технологий при проектировании и управлении эксплуатацией зданий образовательных учреждений.
- Методикой по проектированию модульных зданий общеобразовательных организаций.
- Методикой энергетического моделирования проектируемых зданий образовательных учреждений и защиты людей и ценностей от чрезвычайных ситуаций в зданиях образовательных учреждений.
- Разработанными эталонными вариантами типовых архитектурных, конструктивных и технологических решений при проектировании зданий общеобразовательных организаций.